Основные проблемы перехода страны на цифровое телевизионное вещание

Интервью журналу “Техника кино и телевидения” члена Совета АКТР, директора НИИР Юрия Борисовича Зубарева

— Юрий Борисович, судя по предварительному списку докладов, представленных на секцию “Спутниковые и наземные системы телерадиовещания” V-го Международного конгресса НАТ “Прогресс технологий телерадиовещания”, основной темой будет переход на цифровые технологии вещания и технические проблемы, связанные с ним, не так ли ?

— Да, один из основных вопросов, который сегодня волнует вещателей и который будет обсуждаться на секции, это переход на цифровое телевизионное вещание. Первые эксперименты в этом направлении начались у нас в Нижнем Новгороде еще в прошлом году, опытная эксплуатация канала в Санкт-Петербурге осуществляется с февраля этого года, ведутся работы в этом направлении и в Москве. Некоторые предварительные результаты этих экспериментов будут представлены на секции.

Всем понятно: преимущество цифрового телевизионного вещания огромно хотя бы потому, что частотный спектр сегодня находится в полном насыщении и это значительно сдерживает развитие вещания. В Москве, например, невозможно организовать ни одного дополнительного канала, если не использовать ресурс, который остался у силовиков. А цифровое телевизионное вещание позволяет реализовать его многопрограммность. Это в первую очередь. Даже те эксперименты, которые сейчас мы проводим по цифровому сжатию, показывают, что, например, если сравнивать цифровое изображение, передаваемое со скоростью 1 Мбит/с и аналоговое — с полосой частот 6 МГц, то по качеству их отличить практически невозможно. Это означает, что в стандартном аналоговом канале можно разместить 4—6 цифровых программ со студийным качеством или же 10—12 программ с качеством, достаточным для демонстрации художественных фильмов. Возможности здесь огромны.

Вот, например, система непосредственного спутникового вещания “Галс”, которую мы создаем и которая, к сожалению, уже два года лежит без движения из-за отсутствия средств (ретранслятор выполнен на 80%), обеспечит передачу 16 каналов. Представьте себе: если даже рассчитывать на пять программ в каждом канале, то с помощью этой системы можно будет распространять 80 программ в радиусе 750—1000 км. Эту систему можно было бы использовать в качестве источника программ для наземных структур кабельного телевидения. Не исключен и индивидуальный прием, естественно, платный. Сегодня за все нужно платить. Таким образом, преимущества цифрового телевизионного вещания огромны. И об этом тоже будет говориться на секции.

 

— В прошлом году много говорили о разработке отечественного оборудования для цифрового телевещания. Есть ли в связи с этим конкретные планы и будет ли об этом говориться на секции ?

— В настоящее время все наши усилия сосредоточены на главных элементах цифровой системы — кодере и декодере. Сейчас в мире существует ряд таких устройств. В свое время кодер стоил не менее 100 тыс. долл., сейчас же хороший кодер стоит порядка 60 тыс. долл., несколько худшего качества -40 тыс. долл. Есть сведения, что эта цена уже снизилась до 20 тыс. долл. Мы же работаем над созданием программируемого кодера. В процессе развития и совершенствования такого устройства его стоимость будет оставаться без изменений. Сейчас уже появились двухпроцессорные компьютеры с тактовой частотой в 1, 7 ГГц, способные обрабатывать примерно 18 кадров. Ожидается, что в начале следующего года появится процессор, который будет работать на частотах до 2, 5 ГГц. С помощью такого процессора можно будет обрабатывать изображение в реальном масштабе времени, мы подойдем к 25 кадрам, стоимость кодера на базе этого процессора составит примерно половину того, что он стоит сейчас.

 

— А как обстоят дела с приемной аппаратурой ?

— Что касается приемной аппаратуры, над этим направлением сейчас работает МНИТИ. Они делают гибридный телевизор, способный работать и с аналоговым, и с цифровым сигналом.

 

— Но это же довольно дорогое устройство.

— Что значит дорогое? Вначале, на уровне опытных образцов — действительно дорогое. А затем при переходе на массовое производство да еще с учетом, что каждые пять лет количество элементов в микросхемах увеличивается на порядок, стоимость этих изделий может оказаться вполне приемлемой для среднего покупателя.

Если взять в качестве примера Великобританию, то там картина следующая: продаются высококачественные цифровые телевизоры, продаются и приставки. Два года назад приставки стоили 360 ф. ст., однако, человек мог придти в магазин, подписаться на пакет программ стоимостью 360 ф. ст., чтобы иметь возможность просматривать, эти программы целый год и бесплатно взять приставку. Через год она становилась его собственностью вне зависимости от того, продлил ли он подписку или нет. Кроме того, одним из преимуществ цифрового приема является отличное качество изображения при приеме программ в движении, то есть при установке приемников на транспортные средства.

 

— Когда, по Вашему мнению, страна от экспериментального перейдет к полномасштабному цифровому вещанию ?

— Думаю, что если нам удастся завершить работы по созданию такого кодера, о котором мы говорили выше, это будет существенным шагом вперед. Все, собственно, определяется кодером и декодером. Уже может быть массовое применение на базе стандартного компьютера цифровой обработки сигнала. Платить сегодня 40 тыс. долл. за кодер может сегодня далеко не каждая вещательная организация, а если говорить о всей России, даже о бывшем Советском Союзе, вопрос о многопрограммности может решен только с переходом на цифровое вещание. Другого пути нет. Частотный ресурс ограничен.

 

— Юрий Борисович, правильно ли я Вас понял, что проблему перехода на цифровое вещание Вы рассматриваете в комплексе, то есть наземное эфирное вещание, кабельное и спутниковое. Можно ли с уверенностью сказать, что работа идет по всем направлениям ?

— Дело в том, что сейчас у нас наибольшее развитие получило цифровое вещание из космоса. В этом направлении мы работаем давно. Это и НТВ, и НТВ Плюс, и другие уже работающие системы. В идеале мы, конечно же, должны иметь комплексные системы, включающие и кабельные, а также наземные эфирные и наземные высокочастотные системы типа MMDS, LMDS, MVDS и, конечно, спутниковые системы.

 

— В прошлом году вы говорили о юридической, правовой и нормативной базе перехода на цифровое вещание. Как с этим обстоят дела?

— Главная проблема, которой мы занимаемся в этом направлении сегодня — это проблема стандартов. Для дальнейшей работы для того, чтобы можно было ориентироваться, устанавливать, проводить измерения, говорить о качественных показателях нам крайне необходим базовый стандарт. Сейчас такая работа ведется, и к концу года мы предполагаем ее закончить. Если говорить о документах, связанных с цифровыми проблемами, то объем работ, которые нам пришлось выполнить — это порядка 5000 страниц. Весь этот материал предстоит еще привести в порядок, переработать, сжать и выпустить на основе всего этого базовый стандарт. Потом, со временем его можно будет расширять, дополнять, дорабатывать, перерабатывать.

 

— НИИР здесь головная организация и работа лежит главным образом на нем ?

— Ни в коем случае. Действительно, мы считаем, что наиболее подготовленным для такой работы является НИИР. Но НИИР должен работать в постоянном контакте с другими организациями, должна быть сплоченная команда. ВНИИТР занимается студиями — значит, цифровые студии должны быть за ними, приемники — за МНИТИ, должны быть обеспечены работы по стыкам и так далее, и так далее. В любом случае здесь необходим некий коллегиальный орган, который бы решал все эти проблемы. Этот вопрос очень активно обсуждался недавно на коллегии Министерства связи. И там было сделано предложение о создании Межведомственного совета, аналогичного тому, который в свое время занимался вопросами цветного телевидения. Пока каких-то конкретных решений по этому вопросу нет, но, я полагаю, это дело времени. И если такой Совет не будет создан на государственном уровне, то, по крайней мере, на общественном уровне его необходимо будет создавать в обязательном порядке. Другого пути координации всего объема работ по переходу на цифровое вещание просто не существует.

 

— Не считаете ли вы, что в состав будущего совета должна входить группа, занимающаяся социальными и экологическими проблемами цифрового вещания ? Группа, которая, возможно, представляла бы нашу страну на постоянно действующем семинаре стран Евросоюза по демократическим и социальным проблемам перехода на цифровое вещание?

— Полностью согласен. Именно этой группой должны быть тщательно проработаны социальные вопросы, проблемы подготовки общества к переходу на цифровые технологий вещания и этапы этого перехода. Должны быть разработаны определенные ориентиры, в том числе временные, экономические и социальные, которые могут стать в дальнейшем основополагающими для технических специалистов совета.

Возьмем, например, Москву. Сегодня на ее территории идет вещание 15 каналов — 15 программ только общественного вещания. Через несколько лет таких программ будет 70. Чем их насыщать? Как сделать, чтобы их художественный уровень соответствовал хотя бы какому-то разумному для цивилизованного общества минимуму, препятствующему его интеллектуальной деградации? Известно, что чем сложнее задача, тем плотнее в ней переплетаются технические, экономические, социальные и другие проблемы и решать их необходимо только в комплексе.

 

— Юрий Борисович, какова должна быть роль государства при переходе вещания на цифровые технологии?

— Государственная поддержка таких глобальных, общественно значимых проектов, как переход вещания на цифровые технологии, должна иметь приоритетный характер и осуществляться на самом высоком уровне. Какой частный инвестор, привыкший работать на коротких деньгах, станет вкладывать деньги в проекты: например, в космические системы, когда срок их окупаемости составляет 5—6 лет. Ведь цифровые технологии — это, в первую очередь, колоссальные вложения, которые принесут значительные дивиденды, хотя и не сразу.

Правительство обязано, в первую очередь, определить, в каком году Россия должна полностью перейти на цифровое вещание и выпустить по этому поводу соответствующее постановление. Возможно, это будет 2020-й или какой-то другой год. В любом случае здесь необходима полная определенность.

 

Кто должен быть, в первую очередь, заинтересован во внедрении цифрового телевидения?

— Государство. Почему? Потому, в частности, что если 15 программ телевизионного центра Останкино можно будет транслировать по четырем каналам, освободится 11 каналов и в распоряжении государства появится значительный частотный ресурс для региона, которым оно может распорядиться, выставив его на конкурс либо передав под новые технологии — те же, например, мобильные системы. А это деньги, причем немалые. Переход на цифровые технологии означает также значительную экономию электроэнергии. Если Останкино потребляет сегодня около 2 МВт, то при переходе на цифровое вещание ей должно будет хватить и 200 кВт. Разница на порядки! По всей России таким образом высвободятся сотни и сотни мегаватт энергии.